Про Лондон

    Просили рассказать, как вернусь. Ну, раз уж меня туда занесло какой-то дурью. Это возрастное, ребята, чисто старческое: если вас вдруг на ровном месте ушибает повидать то, чего не видали и видать в жизни своей не собирались, и вообще что-то вдруг такое успеть.
   В Москве золото и ветер, и палые листья, и любая прожитая жизнь прекрасна, потому что это жизнь человеческая.
   Но рассказываю.
   Красные телефонные будки - это правда. На каждом углу, и доктор Кто, наверное, может пользоваться каждой, совершенно свободно, потому что при мне, по крайней мере, никто ни в одну из них  ни разу не заглянул. Лондонцы, как и мы, пользуются мобильниками.
   Красные двухэтажные автобусы - тоже правда. Я ездила. Изнутри - самые обыкновенные автобусы, с желтым кругом на входе, к которому нужно прикладывать карточку, и электронным табло, пишущим остановки.
    А теперь представьте себе город, который стилистически полностью соответствует красным телефонным будкам. Лондон, за незначительным исключением, застроен двух-трехэтажными частными домами, лепящимися друг к другу без разрывов, но каждый со своим входом и своим палисадничком. В центре это старые дома (обман, обман! от этих старых домов остались одни фасады, за ними - фактически новые, современные конструкции, все перестроено), на "приличных" окраинах - стандартные коттеджи; на тех, что победнее - почти бараки, но все выдержано в одном стиле.
   Обычно никто не говорит, что Лондон красив. Красивыми называют Париж, Венецию, Вену, может быть - Рим, еще что-то, но не Лондон, и к концу поездки я поняла, почему.
   Но первое впечатление - Лондон изумительно, сказочно, нереально ("нереально" здесь  не сленг; нереально в самом прямом смысле - трудно поверить тому, что видишь) красив, и некоторая запущенность ему к лицу, иначе было бы переслащено: не город, а умильная рождественская картинка. Знаете,  такая вот - со сказочным домиком и теплым светом в частом преплете окошек.
    Тут даже такси стилизованы под тридцатые.
    Стилистическая выдержанность так совершенна, что прохожие, вполне современные, болтающие по мобильникам, жующие чипсы, поддергивающие сползающие "приспущенные" штаны, кажутся чужеродными на этих улицах - как техническая служба киногруппы среди декораций.
    Этот город правил миром; вполне возможно, правит и теперь, по крайней мере, некоторые так утверждают, но ощущение провинциальности  вас в нем не покидает. В девять вечера все закрывается и город пустеет, по выходным закрыто большинство магазинов; милая провинциальная беспечность царит в  парках и скверах, которые повсюду. Только многочисленные туристы суетятся кругом.
      Это город старых людей. Стариков очень много, они симпатичные, живые, какие-то личностные. В их лица интересно всматриваться. Часто пожилые люди ходят парами - он и она, чаще, чем в Москве. Это приятно видеть, они очень трогательные, но старение нации - факт, бросающийся в глаза.
   Вероятно, именно поэтому иногда кажется, что вы не в туманном Альбионе, а где-нибудь на Ямайке: черных лиц больше, чем белых. Особенно - среди работающих лондонцев, которых лучше всего наблюдать не на улицах, а в метро.
   Лондонская подземка - отдельная песня. Тот еще раритет, ожившая мечта поклонников стимпанка. Нововведения, продиктованные прогрессом, минимальны, явно вводились неохотно, и даже они не первой свежести. Этакий музей: все едва ли не такое, каким было в тысяча восемьсот забытом году, когда это строилось: железные ступени, кирпичная кладка, тусклый свет.
   Кажется, что и поезда оттуда же. Когда, гремя, бряцая частями, воя и и визжа, как черти под святой водой, такой антиквариатик   выскакивает на вас из низкого тоннеля (не вылетает, не выносится, как поезда московского метро, а именно выскакивает: даже кажется, что видишь, как часто-часто двигаются его лопатки), все, чего ему не хватает для полноты картины - это дыма из трубы.
   Плитка на тротуарах. Естественно, шатается. Кто сказал - Собянин?! Собянин, между прочим, взяв этот город за образец удобной жизни в мегаполисе, знал, что делал. Лондонские парки и скверы в самом деле хороши; рада, что московские постепенно становятся такими же. Велосипедисты. Их много; велосипед можно взять по обычной карточке повсюду и повсюду оставить, стоит копейки. В отличие от проезда в общественном транспорте - тот дорог.

Жена Лота

   Когда-то, когда я была молода и писала стихи (а кто без греха – пусть первым бросит в меня камень!), у меня был цикл стихотворений о жене Лота. Конечно, стихи эти забылись и затерялись; вряд ли я теперь сумела бы их найти.   Вспомнилось по ассоциации: я думала об Орфее и Эвридике.
   Мы с отцом за чаем вспоминали песни, которые во всем вроде бы достойны и благообразны, но оставляют неприятное и раздражающее впечатление. «Ты – моя мелодия, я – твой преданный оркестр…» - вспомнила я. «Орфей», - поправил отец. Ну да, конечно, Орфей, хотя с «оркестром» было бы все-таки получше. Нагловато, конечно, (дай нам Бог в таких случаях где уж там оркестром – одинокой свирелью, дудочкой тростниковой быть, но только берущей верные ноты!), но хоть смысл был бы. А с Орфеем – вообще никуда, потому что предан он был не мелодии, а Эвридике. Ее выводил из тартара, а она обернулась.
    Жена Лота тоже обернулась, но это совсем другое. Эвридика обернулась на тартар, потому что его боялась (я вот на улицах изо всех сил уговариваю себя не оглядываться на собак – и все равно оглядываюсь). А жена Лота обернулась на Содом потому, что это был ее родной город.
   Там она родилась, росла и бегала ребенком по его каменистым неровным улицам; девушкой смотрела на острый месяц над плоскими крышами и мечтала о том, о чем мечтают все девушки и что никогда не сбывается. И вышла замуж, и рожала детей, и уже их, маленьких и спотыкающихся, водила по каменистым неровным улицам.
   Там оставались все, кого она знала. Кумушки, с которыми судачила у колодца, их дети…
    Да нет же, не было в Содоме никаких кумушек и детей! Это, судя по тексту первоисточника, был город сплошных мужеложцев, выродился вконец. Да и не стал бы Вседержитель губить огнем и серой город, в котором росли дети. Может, помня об этом, в некоторых странах (не будем показывать пальцем) сейчас с таким упорством воруют, покупают и тащат к себе силой чужих детей – обезопасить себя хотят от участи Содома?
  Ладно, пускай мужеложцы. Но и мужеложцы – люди, и она жила с ними бок-о-бок. Делила хлеб, здоровалась на улицах…
И когда уже ничего нельзя было сделать, совсем ничего, она сделала единственное, что могла, что было запрещено, - подарила взгляд обреченному городу, в котором оставались люди. Все, кого она знала. Люди.
   Я знаю, что это нигде не сказано, но мне хочется верить: когда Христос выводил из ада всех обреченных ему и шествовал во главе сонм спасенных, Его взгляд на мгновение задержался на соляной скале у края Мертвого моря. И вместе с прочими за Ним пошла невысокая немолодая женщина, обыкновенная, полноватая, с заметной проседью в темных волосах.

Луганск

Вернулась из Луганска, из лета. Там тепло, там яблоки. И виноград. Лозы переплетаются над головой, как в выдуманной романтиками древней Греции какой-нибудь. Здесь - настоящее.
DSC00518

Сегодня, 11 сентября, у прекрасного города  день рождения. Поздравим!

Collapse )

(no subject)

                                                                                                            И была у Дон Жуана шпага.
                                                                                                            И была у Дон Жуана донна Анна.
                                                                                                            Вот и все, что люди мне сказали
                                                                                                            О прекрасном, о несчастном Дон Жуане.
                                                                                                                                      М. Цветаева

      Не был Шекспир ни королевой Елизаветой, ни графом, ни виконтом, ни даже придворным драматургом. То есть наоборот. Он-то - запросто, и даже после третьего стакана, - хоть графом, хоть королевой эльфов, а вот все перечисленные Шекспиром не были.
      Я понимаю, что для специалистов мои доводы - ни разу никакие не доказательства. Но это, между прочим, взаимно. Мне их доказательства тоже представляются высосанными из пальца фантазиями, где все сплошь лорды, а про суконщиков неинтересно.
     Он не умел придумывать сюжеты. Из тридцати семи пьес - заимствованный сюжет в тридцати четырех. "Сон в летнюю ночь" - сказка со всеми стандартными сказочными поворотами, да и две других нельзя сказать чтобы были очень уж оригинальными в этом плане. Не умел. Мышление у него было организовано по-другому.
      Любой  придворный обязательно мыслит сюжетно  ("что было, что будет, чем дело кончится, чем сердце успокоится...), ему иначе нельзя. Если для него главным во всякой жизненной ситуции не будет ее возможное развитие, если, чтобы за линией этого развития уследить, он не научится отбрасывать как несущественные всякие тонкости и моменты эмоциональной наполненности - он очень быстро перестанет быть придворным, а если не повезет - вообще перестанет быть.
    А вот для актера все совсем наоборот. О сюжете, о голой последовательности событий ему думать не надо - ему ее дают готовой, его дело - наполнить этот каркас жизнью, смыслом, внутренней обоснованностью всего, что происходит.
     В одном из давних интервью Татьяна Лиознова вспоминала, как поступала во ВГИК, Во время одного из туров ей показали картину Саврасова "Грачи прилетели" и предложили рассказать, что на ней изображено. Сначала девушка говорила скованно, стандартно, потом увлеклась - и стала играть перед комиссией каждого грача в отдельности.
     Шекспир в своих пьесах именно этим и занимается: берет чужой сюжет - и играет каждого грача в отдельности.
     Актером он был. Актером. Со всем, что требовало от души и в чем душу формировало его великое и страшное ремесло.
     Ну, а уж разговоры о том, что Шекспир был женщиной... Граждане, вы что, совсем,что ли, в унисекс впали, чтобы мужчину от женщины по интонации не отличать?
     Но это все ерунда.
     По-настоящему потрясающим, удивительным и загадочным в этой потрясающей и загадочной истории является то, что эти пьесы и эти сонеты писал один и тот же человек.                                                                                                                                     

(no subject)

    Среди идей Джина Родденберри, очень похожих на гениальные прозрения,  одна осталось незамеченной и неоцененной. Я имею в виду тот способ передвижения среди звезд, который был открыт (подсказан кем-то могущественным и таинственным?) в "Следующем поколении", а в "Андромеде" уже полностью заменил ВАРП. Необычность и философская, если можно так выразиться, значимость его заключалась не столько в умопомрачительной скорости при малом потреблении энергии (хотя и это, само собой, было), сколько в том, что сама возможность его использования принципиально и напрямую была связана с личной способностью оператора прозревать пути (что бы это не означало).
    Иными словами, возможности твоего космического корабля определялись тем, что ты лично из себя представляешь.
    Уже в этом веке та же мысль, поданная более прямолинейно, но и более определенно, прозвучала у русского фантаста-философа  Вячеслава Рыбакова: Марс и вообще Космос открыт и доступен, но только для тех, чьи помыслы чисты.
    Какая-то важная, еще не оформившаяся мысль, а может быть - интуитивное еще чувство, подсказывающее выход из тупика, стучится в наши умы.
    Митрополит Антоний Сурожский примерно так писал о медицине и врачах: медицина выделяется среди прочих направлений науки и основанной на науке практики тем, что личные качества имеют значение.
   Мы можем в это не верить. Собственно, по факту мы уже в это не верим и считаем, что людей лечат не люди, а протоколы.
   Вот только скальпель в руках держит не протокол, а человек, и тому, кто под этот скальпель ложится, не все равно, что думает о жизни, смерти и ценности вот этой вот конкретной тушки, распятой на операционном столе, тот, в чьих руках этот скальпель.
   А так да, протоколы.
   И космические корабли, способность управлять которыми зависит от квалификации пилота - и ни от чего в этом пилоте больше. Знаешь, какую кнопку когда нажать, умеешь сделать это достаточно быстро и четко - полетишь, куда ты денешься!
   И наука принципиально объективна; что не объективно - то не наука.
   Вот только корабли те, по сути, какими были шестьдесят лет назад - такими и остались. И Нобелевскую премию по физике дают за работы, опубликованные полвека тому как.
    "А время торопит, возница беспечный", и вот уже к нам подступает искусство, объективное по самое не могу, не зависящее от личности творца, от того, чего он хочет в этом мире и во что верит, а только лишь от просчитанной реакции масс.
   А нам, между тем, уже сообщают, что во всем мире академическое сообщество утрачивает позиции. Когда нам то же самое скажут о скрипачах, поэтах и мимах - мы не удивимся.
   И останемся с гаджетами в руках, а из гаджетов тех будут пялиться покемоны, но мы не вспомним, кто это такие (а мы это знали? кто они такие?), а будем помнить только одно - что их надо ловить. И умение извлекать в строгом соответствии с протоколом донорские почки в условиях надувной палатки, конечно же, останется при нас.
   Где-то мы ошиблись. Где-то на том рубеже, где поверили, что ответы Вселенной на наши вопросы не зависят от того, что мы из себя представляем, куда идем, куда хотим идти и кого любим.
   Еще не поздно исправить ошибку. 

(no subject)

Мнения

СЕГОДНЯ, 08:00

Культуролог Нина Ищенко: "Декоммунизация на самом деле является дерусификацией"

Почему для Киевского режима "советское" – это всегда "русское", как борьба с советским прошлым трансформируется в борьбу с русским миром и русской цивилизацией, и почему декоммунизация всегда оборачивается борьбой с русской культурой как таковой, в эксклюзивном интервью ЛИЦ рассказывает известный луганский литературовед и культуролог Нина Ищенко.

- Когда декоммунизация началась официально?

- Декоммунизация на Украине проходит официально с 15 апреля 2015 года, когда был подписан соответствующий пакет законов, направленных на борьбу с коммунистической идеологией и коммунистическим прошлым. Эти законы предусматривают уничтожение памятников советского периода Украинской истории и смену названий улиц, площадей, городов. Украинские власти переименовывают города не только на своей территории, но и в Донбассе и Крыму.

- Сегодня на Украине между декоммунизацией и патриотизмом можно ставить знак равенства?

- За прошедший год декоммунизация неоднократно обсуждалась и в частных проявлениях, и по идейному содержанию. На Украине борьба с советским прошлым активно продвигается как на официальном уровне, так и идейными сторонниками "Майдана", поддержавшими эту инициативу. Украинская интеллигенция объявляет декоммунизацию маркером патриотизма, проводит различные конкурсы литературных произведений о декоммунизации, производит соответствующие книги даже для детской аудитории. Например, Ольга Куприян на "Українській правді - Життя" рекомендует читать детям на каникулах следующее: "Іван Андрусяк. Стефа і Чакалка Фонтан казок, 2016. "Стефа і Чакалка" побудована за традиційними законами казки, де є головний герой, порушена заборона і покарання зі страховиськами, темним лісом і всілякими пригодами. Стефу-забіяку, Стефу-вередунку, Стефу-неслухняника забирає у звуконепроникному мішку разом із іншими неслухняними дітьми Чакалка – істота казкова, покликана перевиховати нечемних дітей і зробити із них… бабаїв (до слова, бабаї в Андрусяка – то всілякі радянські пам’ятники на кшталт Родіни-Матері – Бабаїхи, уже скинутого Леніна з бульвару Шевченка – Бабая тощо)."

- Есть противодействие?

- Критика декоммунизации внутри Украины в официальном публичном пространстве с идейных позиций не ведётся. Максимум, что возможно в условиях украинского государства – призвать учитывать мнение жителей улиц и городов, подлежащих переименованию, собирать подписи в поддержку исторических названий и пытаться задействовать гражданских активистов. Однако в условиях идейной диктатуры этот путь не приводит к заметным результатам и не может повлиять на политику, которая устанавливается украинскими властями.

- Все это немного похоже на бред воплощенный наяву…

- Борьба с коммунистическим прошлым, которое кончилось в 1991 году, 25 лет назад, на первый взгляд кажется абсурдом, нелепостью в стране, которая сейчас имеет множество внутренних проблем, находится на грани экономического коллапса и вдобавок ведёт войну. Однако если рассматривать декоммунизацию в единстве с другими процессами, идущими на Украине, она оказывается логичной и необходимой с точки зрения националистической украинской идеологии.

- Как падение памятников Ленина?

- Разумеется. Борьба "майданной" Украины с Лениным началась в первые же дни "Майдана" – памятник Ленину в Киеве был разрушен 9 декабря 2013 года. После победы "Майдана" в феврале 2014 года война была продолжена. 20-27 февраля 2014 года на Украине появилась территория массового ленинопада. Слово сделалось популярным, культурные издания даже проводили опросы на тему отношения к сносу памятников Ленину. Сносы памятников охватили некоторую часть территории Украины, и в конце февраля прекратились, натолкнувшись на невидимую границу на землях нынешних народных республик Донбасса и исторической Новороссии. В таких городах как Харьков, Запорожье, Днепропетровск, Одесса, Николаев и многих других местные активисты "Антимайдана" брали под охрану памятники Ленину – выставляли палатки, дежурили. Делалось это по собственной инициативе, при невмешательстве местных властей, но и без официальной поддержки. В то время возле памятников Ленину проходило противостояние "Майдана" и "Антимайдана" в больших городах. Возле памятника Ленину в Донецке и Одессе сожгли чучело Бандеры. Похожие символические события происходили в других городах.

- Пока не началась война…

Процесс замедлился уже в марте 2014 – Крым и Донбасс отвлекли внимание от Ленина, активные граждане организовались, и там, где Ленин уцелел в первые дни, он простоял довольно долго. Снос памятников Ленину на государственном уровне был узаконен 15 апреля 2015 года, когда президент Порошенко подписал пакет законов о декоммунизации Украины. Последний областной Ленин пал 16 марта 2016, через два с лишним года после победы "Майдана", в Запорожье.

- Но теперь-то с новыми-то законами?

- Да. Законы о декоммунизации поставили ленинопад в более широкий контекст. Ленин официально сделан символом всей советской эпохи на Украине, но не только.

В первые же дни после победы "Майдана" обнаружилось, что новой Украине мешает не только Ленин. 22 февраля 2014 года в Стрые Львовской области снесли памятник советскому солдату. 24 февраля 2014 года в Бродах Львовской области демонтировали памятник Кутузову. 13 марта 2014 года неизвестные украли памятный бюст матросу Кошке, герою обороны Севастополя в Крымскую войну. Памятник стоял на родине Кошки, в селе Ометинцы Винницкой области.

- Акценты чуточку сместились?

- Эти во многом ещё стихийные явления наметили то направление, по которому развивается декоммунизация на Украине. Уже беглый обзор показывает, что этот официально одобренный процесс направлен не только против коммунистов.

На один из многих подобных случаев в наши дни указывает журналист Владимир Богун: "Порой переименователи весьма озадачивают. В Ирпене в рамках декоммунизации переименовали улицу Маяковского в Малышко, Горького - в Гончара. Но при этом стоит заметить, что Маяковский как вышел в 1910 году из партии, так до той поры, когда его "любовная лодка разбилась о быт", оставался беспартийным, а вот Малышко - член ЦК ЛКСМУ. Гончар в иерархии КПСС стоял еще выше - член ЦК КПУ".

- Нелепица получается?

- Такие события только на первый взгляд кажутся нелепыми, на самом деле они закономерны. Горький отличается от Малышко не тем, что один коммунист, а другой нет – оба они коммунисты. Они отличаются тем, что один из них русский писатель, а другой – украинский. Памятник Кутузову уничтожается не потому, что он был коммунистом, а потому что он был русским полководцем. Декоммунизация на самом деле является дерусификацией.

Для украинских деятелей политики и культуры советское и русское – синонимы, точнее, советское это русское на определенном историческом этапе. Борьба с советским прошлым это борьба с принадлежностью Украины к русскому миру и русской цивилизации. Коммунист Ленин, который идеологически был противником великорусского шовинизма, стал символом русского мира, русского народа и русского влияния.

- Своего рода калька с набившего оскомину "Сталин = Гитлер"?

- Именно! Декоммунизация повторяет европейские идеологические находки о том, что коммунизм и фашизм – родственные тоталитарные идеологии, и демократии борются с обоими учениями. На деле такая борьба всегда оборачивается борьбой с русской культурой как таковой.

Заблуждение думать, что такая борьба где-то остановится, что на Украине никто не имеет ничего против русских, а возмущены только политикой советской власти определённых годов. Когда уничтожат памятники советского периода, процесс пойдёт дальше, к уничтожению русской культуры дореволюционного периода. Президент Порошенко подтвердил это, заявив 16 мая 2016 года, что возвращения к имперским досоветским названиям на Украине не произойдёт.

Откровенно расистская идеология на Украине до сих пор является достоянием радикализированного меньшинства. Под видом декоммунизации нацистские идеи вводятся в общественное сознание как нечто допустимое, приемлемое и общественно одобряемое.

- И чего, по-вашему, они хотят добиться в итоге?

- Декоммунизация на Украине – процесс, направленный на расчеловечивание русских, а значит, и жителей Донбасса, которые позиционируют себя как носителей русской идентичности. Под видом декоммунизации в наше время реализуется неонацистская идеология, которая уже приносит плоды в виде войны, разрушений и смертей. Соответственно, нормализация ситуации на Украине возможна только через преодоление этой идеологии.

ЛуганскИнформЦентр — 14 июня — Луганск

(no subject)

Вот у меня есть впечатление, что сам-то по себе Бруно не шибко креативный ересиарх был, скорее пропагандист и распространитель. Так что эти идейки он, скорее всего, черпал там же, где и все остальное. Всегда чувствовала, что все эти "чем больше узнаю людей, тем больше люблю собак" лезут все оттуда же - от Фичино, Пико и компании.

Андрей Мартьянов с Gunnar Leifsson.

Батюшки, Джордано Бруно еще и зоозащитником был.

110. Брат Челестино, капуцин, сосед Джордано по камере в Венеции, донес:— Джордано говорил, что Каин был честн

Еще
P.S. Константин! Это к нашему спору. Говорите, в двадцатом веке гуманизм стал другим? Так вот, в двадцать первом он - тот же самый, что и в длинном шестнадцатом. Один в один, даже слова те же.

(no subject)

Нина Ищенко

Американский писатель Уильям Фолкнер (1897-1962) является одним из самых значительных прозаиков двадцатого века. Йокнапатофская сага, которую писатель создавал более тридцати лет, объединяет несколько десятков рассказов, повестей и романов, которые по форме необычайно изысканы и представляют собой блестящие образцы литературы модерна, а тематически посвящены обычной жизни американской провинции в вымышленном округе Йокнапатофа, который отражает многие черты родного края писателя, представляя собой в то же время особый художественный универсум [2].

Традиционным стало восприятие Фолкнера как писателя-гуманиста [1]. Автор сам позиционировал себя как гуманиста и называл литературу школой гуманизма [11]. Известность Фолкнера, его литературные достижения, а также его высказывания на тему писательского труда и смысла литературного творчества немало способствовали восприятию Фолкнера как гуманиста и формированию позитивного имиджа гуманизма в двадцатом веке. Между тем в философском плане упомянутое отождествление несостоятельно, что подтверждается серьёзным несовпадением гуманистической концепции и тех идей, которые Фолкнер считал ключевыми и к которым постоянно обращался в своём творчестве. Предварительному анализу указанной проблемы будет посвящена данная статья.

Collapse )
http://oduvan.org/?p=3708

(no subject)

   В связи со спорами о Православии и коммунизме вспомнился анекдот (а может, быль), который я слышала, когда на заре туманной юности работала... ну, неважно где.
   На отдаленном полигоне идут испытания очень умного изделия. Задача - "протянуть траекторию", то есть отследить  весь полет некого объекта, который летит так далеко, что ни глазом, ни локатором не возьмешь.
   Инженер-геофизик, дело которого - со своего поста передавать информацию на центральный пост, и который, соответственно, в основном действе не участвует, в свой короткий перерыв выходит на крылечко перекурить. От нечего делать спрашивает у солдатика-срочника, мающегося на посту: "Ну, как дела, какие новости?"
"Тянем!" - радостно отвечает мальчишка.

Собственно, в этом "Тянем!", которое разрушила перестройка и по которому я потом тосковала всю жизнь, и есть весь смысл коммунизма. Только ради этого и стоит жить и работать. А то тут добрые граждане с унылой настойчивостью приходят рассказывать мне про распределение материальных благ.

О коммунизме и Православии

    Сейчас в сети наблюдается очень много людей, страстно отстаивающих несовместимость идеи коммунизма и Православия. Почему вдруг возникла такая мода – отдельный вопрос; сейчас я остановлюсь на доводах сторонников этой точки зрения.
  Эти доводы отчетливо делятся на две группы.
Collapse )