?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

7 апр, 2016

    То, что лирический герой даже самого исповедального стихотворения не тождествен автору, - это азбука, этому учат в школе (ну, или учили в наше время, когда много чему учили полезному, что теперь зачислено в ненужное, - не суть).
   Однако об этом часто забывают. Я даже не буду говорить о тех, кому выгодно забывать, кто кормится с рассуждений типа: "У Цветаевой в стихотворении этого периода сказано: "Я к вам пришла" - значит, она к NN приходила. Приходила, приходила, тайком, теперь мы все знаем!" Забывают, к сожалению, и люди добросовестные, искренне любящие поэзию.
   Цветаева, кстати, посвящения к своим лирическим стихам меняла, как перчатки. Сегодня стихотворение представлялось ей созвучным одной жизненной ситуации, завтра - другой. Иными словами, она, автор, относилась к уже существующим собственным стихам точно так же, как мы на протяжении жизни относимся к стихам чужим. В двадцать лет с чувством произносим "Я вас любил...", мысленно обращаясь к Даше, в сорок - к Маше. Прошу прощения за нарочитое огрубление. Тут мысль важна.
   Получается, что по отношению к уже существующему стихотворению автор выступает в роли читателя - точно такого же, как и любой другой, разница чисто юридическая. Сущностной я не вижу. Конечно, автор может взять стихотворение и изменить его - но ведь и мы можем. Просто, когда это делает автор, обе редакции будут авторскими, а если вы вносите изменение в чужое стихотворение - авторской будет только первая редакция, а за вторую кое-кто может и схлопотать.
   Возвращаясь к разговору  о лирическом герое. Помня, что автор по отношеню к уже существующему стихотворению - это просто читатель. И  если в стихотворении, к примеру, лирический герой клянется: "Я неизменно верен революции и умру как ее солдат!" - а автор, теряя тапки, чешет в эмиграцию - стихотворения это не обесценивает никак. Если лирический герой, тот, что в стихотворении говорит "я", был искренен и убедителен, если вы ему поверили, - значит, так и будет. С ним, с героем. Он будет верен революции и умрет как ее солдат.
   Просто пути этих двух людей - выдуманного и реального - разошлись. Бывает. С нами и нашими друзьями, которых мы считали чуть ли не вторым своим "я", - тоже бывает. Ничего особенного.
   Гораздо интереснее вопрос - с какого же момента их двое? Очевидным кажется ответ: с того момента, как стихотворение завершено. А вот у меня это вызывает сомнения. Да, определенно - сомнения. 

Comments

( 42 комментария — Оставить комментарий )
zimopisec
7 апр, 2016 08:18 (UTC)
Есть такое понятие- отпустить вещь.
Этомне всегда совпадает с понятием "закончить". Иногда вешь еще долго тычется и пытается досказаться. Но - то ли фильтры работают, то ли еще что- но она так и не меняется. И процесс этот может длиться годами. А иногда вещь вроде бы завершена- а через годы вдруг дописывается ( именно та же вещь, а не новая вариация на тему).
Так вот когда вешь отпущена- то тебе она уже не принадлежит и ты ей- тоже. Так же как ушедший от тебя- в этот ли мир, в иной ли- человек, когда ты его наконец отпускаешь.
osyotr
7 апр, 2016 08:32 (UTC)
Вообще-то обезцѣниваетъ.
edelberte
7 апр, 2016 12:35 (UTC)
Понимаете, дорогой друг, ведь этот подход - эфемерида. В Средневековье Вергилия считали волшебником, а потом ему стали ставить в упрек, что он сервилен. Еще немного - и будем ставить это многострадальному в похвалу, а Энеида остается Энеидой, и плевать она хотела на то, сервилен он, патриотичен или еще что.
osyotr
7 апр, 2016 22:27 (UTC)
Развѣ этотъ подходъ не реализмъ въ старомъ схоластическомъ значеніи слова? Не все вѣдь то эфемерида, чего намъ за дальностью не разглядѣть. Вблизи же оно очень даже видно. Тому, напримѣръ, что Некрасовъ писалъ скверныя стихи, а Маяковскій — прямо оскорбительныя, я не удивляюсь, удивлялся бы обратному. Видно, неплохой человѣкъ былъ Виргилій.
edelberte
8 апр, 2016 03:33 (UTC)
Осётр! Вы правда верите, что для хороших стихов душа должна быть чиста? Правда?


Edited at 2016-04-08 03:34 (UTC)
(без темы) - osyotr - 8 апр, 2016 06:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - edelberte - 8 апр, 2016 13:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - osyotr - 8 апр, 2016 13:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - edelberte - 8 апр, 2016 14:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - osyotr - 8 апр, 2016 14:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - edelberte - 8 апр, 2016 15:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - osyotr - 8 апр, 2016 16:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ninaofterdingen - 15 апр, 2016 11:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - osyotr - 15 апр, 2016 13:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ninaofterdingen - 15 апр, 2016 13:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - osyotr - 15 апр, 2016 14:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ninaofterdingen - 15 апр, 2016 14:59 (UTC) - Развернуть
(без темы) - osyotr - 15 апр, 2016 15:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - edelberte - 15 апр, 2016 15:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - edelberte - 15 апр, 2016 14:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - osyotr - 15 апр, 2016 14:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - edelberte - 15 апр, 2016 14:42 (UTC) - Развернуть
(без темы) - osyotr - 15 апр, 2016 14:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - edelberte - 15 апр, 2016 15:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - osyotr - 15 апр, 2016 15:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - edelberte - 15 апр, 2016 15:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - osyotr - 15 апр, 2016 15:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - edelberte - 15 апр, 2016 15:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - osyotr - 15 апр, 2016 15:46 (UTC) - Развернуть
edelberte
8 апр, 2016 05:10 (UTC)
А насчет Вергилия - я не знаю, а вот Аверинцев, тот его расслышал. И в самом деле - хороший, получается.

Edited at 2016-04-08 14:30 (UTC)
witeman
7 апр, 2016 08:53 (UTC)
Я думаю, что с момента, когда автор начинает писать другое стихотворение.:)
У меня такое бывает - читаешь свой текст двух-трёхлетней давности и даже удивляешься - неужто я это писал? Как хорошо написано, однако, как мне только удалось?:) И чувствуешь, что этот текст уже живёт своей жизнью, вызывает у кого-то неведомые мне эмоции и мысли...
edelberte
7 апр, 2016 12:38 (UTC)
Вы говорите о восприятии творца. По-моему, это несколько другое.
_socialist
7 апр, 2016 10:07 (UTC)
Вам кажется интересным и правильным порассуждать лишь обобщенно и в принципе.?.. О проблеме, но не частностях? А ведь с конкретными примерами может получиться не менее интересно... Может, хоть в комментарии слегка обозначите ? Я понимаю, что сама проблема важнее этих частностей...но интересно.
edelberte
7 апр, 2016 12:38 (UTC)
Может быть, вы поможете с конкретными примерами? Я просто не знаю, какой был бы вам интересен, по мне, того, что в предыдущем посте, достаточно.
medovnitsa
9 апр, 2016 20:48 (UTC)
<<<Получается, что по отношению к уже существующему стихотворению автор выступает в роли читателя - точно такого же, как и любой другой, разница чисто юридическая.

Так об этом еще Барт, вроде говорил. Как только поставлена последняя точка- автор сдох. Ну грубо говоря.
edelberte
10 апр, 2016 03:29 (UTC)
Именно с последней точки, а не, скажем, с первого "я" на бумаге?
medovnitsa
10 апр, 2016 09:57 (UTC)
С последней точки отсчет проще вести. Книга выходит в свет и тогда уже начинает обрастать читательскими интерпретациями, в качестве бонуса могут вскрыться слои, которые автор заложил чисто случайно.
Когда написано первое "Я", предполагаю, что автор держит в голове какое-то высказывание, которое хочет донести и которое и является единственной истиной, пока не явится читатель :)
(без темы) - edelberte - 10 апр, 2016 10:06 (UTC) - Развернуть
(без темы) - medovnitsa - 10 апр, 2016 14:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - edelberte - 11 апр, 2016 06:34 (UTC) - Развернуть
ninaofterdingen
15 апр, 2016 11:07 (UTC)
Полностью согласна. Я и в личных беседах, когда приходилось, так говорила.
( 42 комментария — Оставить комментарий )

Profile

edelberte
Ольга

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner